Опасность вспышек массового размножения вершинного короеда

Давно известно, что вспышки массового размножения насекомых – вредителей леса носят циклический характер и тесно связаны с погодно-климатическими колебаниями, причём затрагивают эти колебания не один отдельно взятый вид насекомых, а сразу целый их ряд.

На европейской территории России наибольшую опасность представляет короед-типограф, периодически дающий вспышки, приводящие к усыханию значительных площадей еловых лесов. Пример этот является самым показательным, однако не единственным. Жаркая засушливая погода, особенно если она повторяется два вегетационных периода подряд, служит «спусковым механизмом» для начала массового размножения различных видов как стволовых, так и хвоелистогрызущих вредителей.

Засуха 2021 и 2022 годов с большой вероятностью даст толчок к вспышкам различных видов насекомых. Так, в данных момент наблюдается  вспышка непарного шелкопряда в Поволжье, где площадь очагов этого вредителя составила уже более 2 тысяч гектар.

С изменением погодно-климатических условий меняется и взаимодействие элементов сложившихся веками экосистем, и виды насекомых, ранее не представлявшие особенной опасности, порой неожиданно становятся угрозой.

Ярким примером является такой вид, как вершинный короед. Этот небольшой жук до недавних пор был известен лишь специалистам-энтомологам. Здоровые деревья он не заселял, существовал как необходимый элемент сложной лесной экосистемы, питаясь отпадом и порубочными остатками, тем самым способствуя их утилизации.

В начале 2000 годов в Европе стали наблюдаться вспышки численности вершинного короеда с изменением его экологической роли. Вредитель начал повреждать высокие здоровые сосны начиная с вершинной части, за считанные недели приводя к их гибели. Причиной такой метаморфозы в его поведении считаются климатические колебания в сочетании с изменением гидрологического режима почв.

Сложность борьбы с вершинным короедом заключается в том, что повреждения становятся заметны лишь тогда, когда происходит усыхание отработанных короедом деревьев. Жук к тому времени уже покинул дерево и улетел, заселяя всё новые деревья.

Результатом стало массовое короедное усыхание сосновых лесов на территории Германии, Испании, Румынии, Франции, Швейцарии, Польши, Финляндии. В некоторых странах, например, в Польше, с вредителем пытались бороться превентивной вырубкой сосновых насаждений, в том числе на территории Беловежской пущи.

В 2010 году волна усыхания сосновых лесов докатилась до Украины, где было уничтожено 350 тысяч гектаров леса. В том же 2010 году очаги массового размножения вершинника были обнаружены в Белоруссии, к 2017 году площадь повреждения сосняков этим вредителем выросла до 97 тысяч гектаров.

На территории России первые очаги короедного усыхания сосны были обнаружены в 2016 году в Брянской области, в 2017 - в соседней с ней Калужской. В следующие несколько лет вредитель постепенно распространился на территории Центральной России. Наиболее сильно пострадали от вершинного короеда насаждения в Брянской области, максимум пришёлся на 2020 год, когда площадь повреждённых насаждений достигла более 2 тысяч гектар, после чего вспышка пошла на спад.

- На данный момент очагов вершинного короеда на территории РФ нет, -комментирует директор филиала ФБУ «Рослесозащита»-«ЦЗЛ Новгородской области» Роман Глебов, - однако жаркая погода может привести к новой волне увеличения  его численности, поэтому наши специалисты в рамках государственного лесопатологического мониторинга уделяют большое внимание этому потенциально опасному вредителю сосновых насаждений.

Наблюдения за популяцией вершинного короеда на территории Псковской и Новгородской областей ведутся, начиная с 2019 года. Для оценки опасности повреждения сосновых лесов используются феромонные ловушки, кроме того ежегодно проводятся рекогносцировочные наблюдения на маршрутных ходах.

За период наблюдений максимальное количество вредителя зафиксировано в 2020 году на территории Псковской области, когда количество отловленных жуков достигало 319 штук на ловушку. В 2021 и 2022 году повреждений по причине жизнедеятельности вершинного короеда на территории Псковской и Новгородской областей не выявлено, однако наблюдения продолжаются.